Источник:https://nashkraj.by/news/obshchestvo/kak-stoletnyaya-skripka-okazalas-v-baranovichskom-litsee/
Видео
Как столетняя скрипка оказалась в барановичском лицее?
– На этой трофейной скрипке в госпитале играл мой прадед – Владимир Иванович Сазанович. Под Кенигсбергом был ранен, потерял много крови. Выжил благодаря одной медсестре, которая согласилась на переливание крови, – по прошествии многих лет он разыскал ее, поехал в Москву, чтобы встретиться и поблагодарить. А скрипку, когда выписывался из госпиталя домой, ему на память подарили, после войны прадедушка игрой на ней зарабатывал на жизнь, – посвящает в семейную историю Иван Бондарь.
Теперь скрипка, которой исполнилось 100 лет, хранится в его семье как реликвия наряду с боевыми наградами прадеда. Она стала одним из самых ярких экспонатов на выставке «Боль и память белорусской земли», которая открылась в лицее № 1, где учится Иван.
Подобные выставки, которые напоминают молодежи об испытаниях, выпавших на долю белорусского народа, и подвиге прадедов, – инициатива Барановичской межрайонной прокуратуры. Ряд фактов, выявленных во время расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа, привела в качестве примера фашистских злодеяний в нашем крае старший помощник Барановичского межрайонного прокурора Оксана Кирейчик.
– Знайте историю белорусского народа и берегите свою страну, – подчеркнула она, выступая перед лицеистами.
В открытии выставки приняли участие также начальник управления по образованию горисполкома Татьяна Шестак, парламентарии Игорь Хлобукин и Павел Попко.
Павел Иванович обратился к наследникам поколения победителей, в частности, с такими словами:
– Теперь слово за нами. Деды и прадеды уже не защитят историю от тех, кто пытается зачеркнуть их достижения, а мы можем.
Не так много осталось даже очевидцев преступлений фашизма: тем, кому в 1941-м было лет пять, уже далеко за 80. Клавдия Староверова считает 19 марта своим вторым днем рождения. В этот день советские войска освободили узников концлагеря Озаричи. Клавдия Венедиктовна попала в концлагерь маленькой девочкой. Она не понимала, куда ее везут, но ужасы этого кошмарного места навсегда впечатались в ее память:
– Воды нет, костры жечь нельзя. Шаг влево, шаг вправо – с вышки стреляют, причем целятся сразу в голову. Трупы валяются рядом, потому что узники не в силах их убрать. Снег таял в ладошке – эту грязную воду пила… Хочу, чтобы в вашей жизни не повторилась судьба ни тех, кто остался в том болоте, ни тех, кто вышел оттуда с обмороженными руками…
Пусть время всё дальше отодвигает от нас пласт трагических событий, трепетное отношение к исторической памяти живет в каждой белорусской семье.
– Изначально начиналось всё с трех стендов памяти военных лет, а впоследствии, благодаря тому, что идея объединила педагогов, лицеистов и их родителей, получилась целая выставка народной боли и памяти, – говорит директор лицея Вера Войцеховская. – История учит и одновременно предостерегает, а из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений.
Виталий ГЕРЦЕВ
Фото Бориса НОВОГРАНА